Михаил Митропольский
Ведущий джаз-гостиной ЕКЦ на Никитской
биография
Джазовый обозреватель, радио- и телеведущий. Член Московской и Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA). Более 30 лет занимается исследованием джазовой музыки и пограничных музыкальных явлений. По образованию физик, научный сотрудник Физического Института РАН.
Михаил Михайлович Митропольский родился в Москве 6 января 1950 года. В детстве мечтал быть дворником, шофером и летчиком. В юности вместо музыкального образования слушал много музыкальной классики при помощи электрофона "Юбилейный". С целью реализации детской мечты в 1967 году окончил 2-ю математическую школу при МГУ и поступил в Московский Инженерно-физический институт на специальность "квантовая радиофизика". Но именно в этом году начала свою деятельность первая в Москве Школа джаза МИФИ под руководством доцента МИФИ Юрия Павловича Козырева. Такое совпадение не могло оказаться случайным, и судьба начала упорный перевод стрелок интересов Митропольского с космологических проблем в джазовую сферу. На первом этапе он опробовал себя в вокальном ансамбле. По контрасту с собственным творчеством полюбил джаз, что не помешало ему отдать космической физике более двух десятков лет. Будучи научным сотрудником ФИАН, в 1978 году начал читать лекции сначала по истории, а затем и по стилистике джаза в Экспериментальной студии эстрадной и джазовой музыки, в которую превратилась Школа джаза МИФИ. В настоящее время курс Митропольского занимает два года, а студенты Московского колледжа импровизационной музыки вынуждены сдавать по нему экзамены и писать серьезные курсовые работы.
С 1979 года начал вести концерты джазовой студии, и в течение десяти лет, пока джазовая студия располагалась в ДК "Москворечье", был ведущим всех концертов и фестивалей. Постепенно расширяя географию концертных залов, стал представлять музыкантов в многочисленных московских концертах, в других городах России. В последние полтора десятка лет приглашается для ведения концертов и фестивалей в разные города России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Литвы.
С 1989 г., обуреваемый просветительскими идеями, Митропольский начал вести передачи на различных московских радиостанциях. Первые эфиры вышли на 1-программе Всесоюзного радио в рубрике "Собеседник" и назывались "Золотые годы джаза". С этого момента и по сегодняшний день авторские интересы диффундируют от джазовой традиции к менее популярным и более изощренным направлениям современной импровизационной и композиторской музыки. Но путь этот занял не одно десятилетие, и за это время программы Митропольского выходили на радио "Юность", "Возрождение", "Радио 101", "Открытом радио".
Самыми долговременными проектами оказались авторская программа "Джазовая панорама" на радио "Маяк" (10 лет) и выходящие в эфир в течение 8 лет еженедельные двухчасовые программы "Соло для джаза" на радио "Надежда", переместившиеся затем на радио "Говорит Москва". Эти проекты вызвали к жизни клуб радиослушателей, встречи участников которого происходили в "оффлайне".
С января 2000 года на "Радио России" начала свое существование программа "Под знаком джаза", которая к концу того же года плавно преобразовалась в еженедельную передачу "Бесконечное приближение", порвавшую жесткую связь с джазом и регулярно ломающую межвидовые музыкальные перегородки под лозунгом "поиска истины". И поныне по субботам в 23.10 на "Радио России" Митропольский позволяет себе глумиться над устоявшимися взглядами на музыкальное устройство.
В течение нескольких лет Митропольский был автором и ведущим еженедельной программы "Джаз и не только" на TV-канале АСТ, затем на канале "Рамблер-телесеть". 126 выпусков этой передачи содержат обширный концертный материал московской джазовой жизни, снятый в первые годы XXI века.
С 2000 года Митропольский около трех лет был арт-директором издательской компании "Диалог-Мьюзик", которой удалось выпустить 45 оригинальных релизов компакт-дисков не только джаза, но и world music, new age.
В начале 90-х годов Михаил Митропольский прекращает активную научную деятельность и полностью уходит в джазовую журналистику, чему особенно способствовало появление интернет-портала www.jazz.ru и журнала "Полный джаз", обозревателем которого он и становится. Кроме интернет-ресурсов, печатается в журналах "Джаз-квадрат", "Ять", "XXL", газетах "Независимая", "Вечерний клуб" и др. В свое время был одним из инициаторов создания московского отделения Ассоциации джазовых журналистов, членом которой и является, равно как и членом Российского и Международного союза журналистов.
В 1998 году участвовал в создании оригинального музыкального проекта "Второе приближение" (лидер Андрей Разин), сочетающего импровизационный подход с глубоким композиторским мышлением. Митропольский продолжает сотрудничать с этим проектом, одним из немногочисленных российских коллективов, представляющих на отечественной и европейской сцене не рутинный, а оригинальный путь развития джаза и импровизационной музыки. На основе деятельности "Второго приближения" весной 2004 года возник проект Московского Международного дома музыки "Европейский джаз - XXI век", художественным руководителем которого стал Михаил Митропольский.
С 2007 года – ведущий джаз-гостиной ЕКЦ на Никитской.