Музыка Израиля
Музыка Израиля
Пусть музыка Израиля и не самая известная в мире, но многие композиции давно распространились за пределы страны. Не последнюю роль в этом сыграли различные музыкальные конкурсы, в том числе и Евровидение, где израильтяне не раз одерживали победу. Многие помнят знаменитую «Халелуя» от Гали Атари — победительницы Евровидения 1979 года и «Диву» в исполнении Даны Интернешнл, одержавшей победу на конкурсе в 1998 году. Широко известно и творчество Офры Хазы. И, конечно, все знают знаменитую Хаву Нагилу, текст которой был написан кантором и собирателем еврейского фольклора Цви Идельсоном на основе напева, услышанного им в 1915 году от встреченных в Иерусалиме украинских хасидов. А традиционная песня «Шалом Алейхем» была сильно популяризирована группой Army of Lovers.
Музыка на территории Израиля. Взгляд в прошлое.
А началось все еще в библейские времена…
Музыка в библейский период
Некоторые представления о музыке в библейский период могут дать находки археологов. При раскопках на территории Израиля были найдены музыкальные инструменты, относящиеся к идиофонам (ударные, где источник звука — сам корпус) — систр и бронзовые камвалы, датируемые 1200-1000 гг. до н.э. Уже в первой книге Торы — Берешит — фигурирует Ювал, сын Ламеха, который «был отец всех играющих на гуслях и свирели». Всего в ТаНаХе упоминаются более двух десятков музыкальных инструментов, с условными, в некоторых случаях, названиями.
Помимо идиофонов, это:
- Мембранофоны — ударные инструменты с натянутой кожей — барабаны или бубны
- Духовые: свирель-угав, труба-хацоцра, рожок и шофар. В эпоху Второго Храма существовало три способа извлечения звуков из шофара в процессе религиозных обрядов. Этот инструмент из рога животного — один из немногих древних инструментов, доживший в историческом виде до наших дней. Сейчас в него трубят в синагогах на Рош-ха-Шана и Йом Кипур.
- Струнные: лира-киннор, арфа-невель, десятиструнный асор и семиструнный киннор. Последний считается прародителем современной скрипки — именно так и называется «скрипка» на иврите.
Согласно Торе, во времена царя Давида музыка стала частью храмового ритуала, а главным ее жанром был псалом — музыкально-поэтический жанр, первые образцы которого приписывают самому Давиду.
Появление синагогальной музыки
После разрушения Второго Храма в 516 году до н.э., духовными центрами стали дома молитвы – синагоги. Синагогальная музыка была не столь торжественная и величественна, как храмовая литургия, но обладала большей эмоциональностью. Во второй половине первого тысячелетия н.э. появился жанр пиюта — музыкально-поэтического гимна. Лучшими пайтанами (авторами и исполнителями пиютов) того времени были Иосе бен Иосе и Элазар Калир, а позже — Саадия Гаон, Раши, Маймонид.
Музыка еврейского ишува
Новый этап музыкальной культуры на территории будущего государства Израиль начался в 80-90-е годы XIX века, когда в Палестину стали прибывать переселенцы-сионисты из европейских стран. Поскольку прибывали они из разных мест, объединяющим их моментом, в том числе и в музыкальном плане, стал иврит. Так сложился интересный феномен «Песни земли Израиля». Новые ивритские тексты (например, известного поэта Хаима Нахмана Бялика) накладывались на мелодии популярных российских и восточно-европейских композиций. Исполнялись эти песни, посвященные, в основном, жизни в Палестине, под аккордеон, гитару или фортепьяно. Но помимо европейских переселенцев, были и йеменские евреи. Поэтому постепенно в музыку стали включаться и ближневосточные мотивы. Особенно широко эта музыкальная традиция распространилась в кибуцах. Самыми популярными песнями Первой алии были «Хушу, ахим, хушу» («Спешите, братья, спешите») на мелодию русской плясовой и «Ха-Тиква» («Надежда») на молдавскую народную мелодию. Впоследствии она стала национальным гимном Израиля.
А в годы Второй алии появились целиком оригинальные песни, например, «Мишмар ха-Ярден» («Страж Иордана») и «Аль сфат Киннерет» («На берегу Киннерета»).
К концу 30-х годов прошлого века в музыкальной культуре ишува сформировался особый симбиоз восточно-европейской музыкальной традиции и наследия восточных евреев. Возникла Восточно-средиземноморская музыкальная школа, представители которой сочетали библейские сюжеты с арабской музыкальной стилистикой. Самая известная представительница этой школы — певица Браха Цфира.
Еще одним популярным жанром были «календарные песни» для детей и молодежи, приуроченные к сезонам и праздникам. В этом жанре работал композитор Йоэль Энгель, приехавший из СССР в 1924 году. Одна из самых популярных его песен — «Нуми, нуми, ялдати» («Спи, спи, доченька»). Не обходилось и без производственно-героических тематик — первой известной песней композитора Третьей Алии, Мордехая Зеира, стала «Шир ха-Решет» («Песня сети») об электростанции на реке Иордан.
За период ишува было создано множество оркестров. Первый любительский, из духовиков и скрипачей, появился в Ришон-Ле-Ционе еще в 1895 году. В 1923 году в Телль-Авиве образовалась первая оперная труппа, поставившая за 5 лет своего существования более 20 опер в переводе на иврит («Самсона и Далилу» Сен-Санса, «Маккавеев» Антона Рубинштейна, «Жидовку» Галеви).
А в 1936 году был создан первый Палестинский филармонический (ныне Израильский) оркестр под руководством Бронислава Губермана.
Современная
В современной израильской музыке представлено множество этнических направлений — здесь смешались элементы турецкой, греческой, арабской, еврейской, западной и русской музыки. То же можно сказать и о жанрах: академическая музыка, рок и поп-рок, фолк и джаз, электронно-танцевальная музыка и техно. Все это есть в современном Израиле.
Религиозная музыка
Израильская религиозная музыка — это и та музыка, что звучит в синагогах, и та, что звучит на улицах и в домах. По праздникам и в Шаббат, синагогальные хазаны (или канторы) исполняют основные молитвы, на «закрепленные» литургические мотивы — это касается, молитвы Коль Нидрей, читаемой в синагоге вечером в пятницу на Йом Кипур или литургического гимна Леха Доди, приветствующего наступление субботы.
Религиозную музыку можно услышать и на праздниках в городах Израиля — при том, что тексты универсальны (молитвы из сиддуров, псалмы), мелодии и вариации в ашкеназском и сефардском кварталах могут отличаться. Многие религиозные песни исполняются к кругу семьи, например, «Шалом Алейхем, малахей ха шарет» израильтяне исполняют пятничными вечерами после молитвы в синагоге и возвращения домой. А песня «Адон Олам» — молитва иудейской литургии исполняется не только в синагоге, но и как обычная песня на мелодию израильского композитора Узи Хитмана.
Отдельная часть религиозной музыки Израиля — это хасидские напевы, которые можно услышать на улицах городов. Часто — это именно напевы, без слов и музыкального сопровождения.
Академическая музыка
Один из наиболее известных композиторов Израиля, творивший в 50-е годы — Абель Эрлих, создавший порядка 2,5 тыс. произведений, самое известное из которых — скрипичная пьеса «Башрав» («В зной»). Среди других ведущих авторов 50-60-х — композитор и дирижёр Пауля Бен-Хаима, автор Третьй симфонии и «Гимна из пустыни», Мордехай Сетер, прославившийся монументальной ораторией для чтеца, трёх хоров и симфонического оркестра «Тиккун Хацот» («Полуночное бдение»), и Марк Лаври, автор оперы «Тамар и Иуда», ораторий «Песнь Песней», «Эсфирь», «У рек Вавилонских», «Менахем-Мендл — фантазёр», кантаты «Листья траура» и других произведений.
К современным израильским академическим композиторам относится Хая Черновин, создавший оперу по новелле Давида Гроссмана и реконструировавший оперу Моцарта «Заида» по сохранившемуся фрагменту, а также написавший много других сочинений — для струнных квартетов и секстетов, для смешанного ансамбля восточных и западных инструментов и даже экспериментальные композиции для «ансамбля и живой электроники» или «для женского голоса, магнитофонной ленты и живой электроники».
С момента образования государства Израиль было создано множество симфонических и камерных оркестров не только национального (Иерусалимский симфонический и Израильский камерный оркестры), но и местного уровня. Это и Киббуцный камерный оркестр, и Молодёжный филармонический оркестр, и Камерный оркестр Армии обороны Израиля, и ансамбль «Солисты Галилеи».
Популярная музыка
Популярны в Израиле не только современные композиции, но и песни далекого («Песни Земли Израиля) и недавнего прошлого. Один из примеров — певец и композитор Арик Айнштейн, ушедший из жизни в 2013 году. Его песни стали одним из символов Израиля и любимы всеми поколениями. С 1966 года он выпустил около двух десятков альбомов. Его самые известные композиции — «Уф, гозаль!» («Лети, птенец»), являющаяся неофициальным гимном и песня «Ани ве-ата» («Я и ты»), ставшая, несмотря на любовно-лирический характер, манифестом израильской молодежи. По-прежнему в Израиле любят творчество Офры Хазы, уроженки Йемена, ушедшей из жизни в 2000 году, чьи песни имели особый йеменский колорит. Популярно и творчество старых рокеров – Берри Сахарова и Рами Фортиса, и рок- группы Teapacks, а также поп-рок группы Ethnix с ее сочетаниями восточных и западных мотивов и Шломо Арци, который известен и как шансонье, и как рок-музыкант.
Среди популярных исполнителей более младшего поколения – Сарит Хадад, Шири Маймон, поп-певцы Эяль Голан и Рита, фолк-певица Нини Ахионам, исполняющая свои произведения более чем на 10 языках. А также исполнители, объединяющие в своем творчестве элементы электронного звучания и танцевальной музыки — певицы Нинет Тайеб, Шарон Хази и Мика Карни. Популярные представители психоделического транса — диджеи Alien Project и Astrix, а также группа Infected Mushrooms. Еще одно из популярных направлений в израильской музыке — джаз. Самый популярный певец, работающий в этом жанре — Авишай Коэн. Не так давно взошла звезда молодой певицы Нетты Бразилай, победительницы Евровидения-2018. Жанр, в котором она работает, оригинален и не вписывается в строгие рамки.
Израильская музыка прекрасна и многогранна. Откройте для себя разные ее виды и жанры!