Майя Плисецкая биография — а также интересные факты и полная фильмография 2018
Семья и детство
Майя Плисецкая биография — это история о суровом времени и талантливых людях, феноменальном успехе и готовности к жертвам ради искусства, романтической любви и многогранности таланта.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 25 ноября 1925 года в еврейской семье, в столице нашей Родины.
Отец, Михаил Эммануилович Плисецкий, участвовал в Гражданской войне на стороне красных, а позже занимал высокие посты при правительстве. Мать, Рахиль Мессерер, уроженка Вильно, окончив институт кинематографии, снималась в немом кино под именем Ра Мессерер. Библейская внешность и восточный облик привели ее на студию «Узбекфильм», где она снималась во многих лентах, чередуя это с московскими работами. Она была не единственной звездной личностью в семье, ее сестра Елизавета и брат Азарий, тоже были актерами, а сестра Суламифь и брат Асаф — звездами балета. Это было удивительное скопление талантливых людей в рамках одной семьи.
Еще с младенчества Майя отличалась удивительной активностью и пластикой — когда отец, ставил ее на свою ладонь, держа за ступни, малышка вытягивалась в струнку. В 9 месяцев она уже пошла, а в 3 года активно пыталась убежать от няни на бульваре. Однажды, в 7 она сбежала и из детского сада и одна пришла домой — идти надо было от Тверской до Сретенских ворот.
Когда родился младший брат Майи Александр, жизнь семьи изменилась — отец получил должность управляющего рудниками и консулом Советского Союза на Шпицгбергене, и родные последовали за ним. Майе было 7 лет, а Алику — меньше года. По пути они попали 8-балльный шторм.
Жизнь в суровом климате была непростая, но именно там девочка впервые вышла на сцену — ее мать организовывала концерты самодеятельности, и в опере «Русалка» девочке досталась роль Русалочки. После возвращения из холодного края, Плисецкие окунулись в благополучие — Михаил был награжден орденами и автомобилем, ему дали квартиру в центре Москвы и назначили гендиректором треста «Артикуголь». Майя начала посещать хореографическую студию.
А потом наступил 37-й. Михаила арестовали, когда Рахиль ждала третьего ребенка. Одиннадцатилетняя Майя запомнила сцену ареста, но тогда ей сказали, что отца отправляют на Шпицберген. Меньше, чем через год после рождения третьего ребенка, которого нарекли Азарием, Рахиль Мессерер вместе с малышом тоже забрали. Чекисты пришли за ней, когда Рахиль собиралась на «Спящую красавицу» с Асафом и Суламифь в главных ролях. Майя с Аликом отправились в театр одни, а после возвращения, уже не застали ни матери, ни младшего брата. После тюрьмы их отправили в печально известный «АЛЖИР» — «Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины». Майю забрала к себе тетя Суламифь, Алика — дядя Асаф. Девочка нашла в себе силы и продолжала заниматься балетом.
Спустя год, благодаря усилиям Асафа Мессерера, к бывшего на хорошем счету у самого Сталина, заключение удалось сменить на поселение в Чимкент. Позже Майя навещала мать там, и даже сыграла в одном из ее спектаклей — Рахиль организовала в захолустье балетный кружок. Михаила Плисецкого уже давно расстреляли, но его семья еще не знала об этом. Рахиль же с Азариком вернулись в Москву за месяц до начала войны. 21 июня 1941 года она стала свидетельницей успеха Майи в выпускном концерте
Начало карьеры и Большой театр.
Дебют Майи на сцене состоялся в Свердловске, куда она эвакуировалась с семьей. Девушка блестяще исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер.
После окончания училища в 1943 году, ее зачислили в кордебалет Большого театра. Она проявила там себя столь талантливо, что через три года уже танцевала ведущие партии — Машу в «Щелкунчике», Мирту в «Жизели», первую фею осени в «Золушке». В 1960 году Майя Михайловна вышла в примы-балерины Большого театра, сменив на этом «посту» Галину Уланову. Некоторые балеты – «Кармен –Сюита», миниатюры «Прелюдия», «Гибель Розы» ставились специально под Плисецкую. Майя Михайловна и сама выступала в Большом в качестве балетмейстера — она поставила несколько балетов Родиона Щедрина: «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» и исполнила в них главные женские партии.
Майя Плисецкая отдала Большому театру 47 лет, уволившись оттуда лишь в 1990 году.
Лучшие роли в балете
Говоря о творчестве великой балерины, сложно сказать, какие ее партии были лучшими, но можно вспомнить хотя бы самые известные:
1.Китри в балете «Дон Кихот»,
2. Одетта и Одиллия в «Лебедином озере»,
3. Джульетта в «Ромео и Джульетте»,
4. Раймонда в одноимённом балете,
5. Царь-девица в «Коньке-Горбунке»
6. Принцесса Аврора в «Спящей красавице»,
7. Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке»,
8. Жизель в одноименном балете.
Фильмы
Плисецкая не только блистала на балетной сцене, но и снималась в кино. С 1951 по 1961 Плисецкая появилась в ряде фильмов-балетов, музыкальных кинопостановках. За этот период вышло и много документальных лент с ее участием.
Дебют же в художественном кино состоялся в 1967 году, когда Майя Михайловна сыграла роль Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина». Далее было более десятка фильмов-концертов, фильмов-балетов и фильмов-спектаклей.
Фильмы с участием Плисецкой:
Фильмы с ролями
Год |
Название |
Роль |
1951 |
Большой концерт |
Одетта |
1953 |
Мастера русского балета |
Зарема |
1957 |
Лебединое озеро |
Одетта-Одилия |
1959 |
Хованщина |
Пленная персиянка |
1961 |
Сказка о Коньке-Горбунке |
Царь-девица |
1967 |
Анна Каренина |
Бетси Тверская |
1969 |
Балерина |
Главная роль |
1969 |
Новогоднее похищение |
Балерина Плисецкая |
1969 |
Чайковский, сценарист и режиссер |
Дезире Арто |
1974 |
Анна Каренина (фильм-балет) |
Анна Каренина |
1976 |
Фантазия |
Полозова |
1977 |
Поэзия танца |
Главная роль |
1978 |
Кармен-Сюита |
Кармен |
1982 |
Чайка |
Главная роль |
1985 |
Зодиак |
Муза |
1986 |
Дама с собачкой |
Анна Сергеевна |
Участие в фильмах-концертах и музыкальных фильмах:
Год |
Название |
1964 |
Голубой огонек-1963 |
1964 |
Соберите Венеру |
1965 |
Музыкальный календарь |
1969 |
Самая высокая |
1980 |
Большой балет |
Участие в документальных фильмах.
Год |
Название |
1959 |
Балет Большого театра в Америке |
1961 |
СССР с открытым сердцем |
1964 |
Майя Плисецкая |
1970 |
Композитор Родион Щедрин |
1985 |
Урок тьмы |
1986 |
Агриппина Ваганова |
1987 |
Майя Плисецкая - знакомая и незнакомая |
1991 |
Откровения балетмейстера Федора Лопухова |
1999 |
Майя Плисецкая. Танцуя музыку |
2000 |
Майя |
2002 |
Майя Плисецкая |
2005 |
Александр Годунов. Побег в никуда |
2007 |
Нериюс |
2008 |
Евгений Светланов. Воспоминание… |
2008 |
Формула счастья Саулюса Сондецкиса |
2009 |
Агриппина Ваганова. Великая и ужасная |
2010 |
Екатерина III |
2011 |
Аристократ балета |
2012 |
Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем |
Книги авторства Майи
Балерина обладала еще и писательским талантом. Впрочем, ей не надо было чего-то сочинять — трагедии ее детства и яркость последующей жизни — это сама по себе захватывающая история, о которой никто не мог рассказать лучшее нее самой.
Мемуары Плисецкой
Балерина написала несколько книг в этом жанре. В 1994 голу в свет вышла книга «Я, Майя Плисецкая», в 2007 — «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах», а в 2010 — «Читая жизнь свою». Это были откровенные, порой достаточно жесткие произведения.
Смерть Плисецкой
Майя Плисецкая провела на большой сцене 60 лет, но и после этого великолепно выглядела и держалась. Накануне ее смерти они были с мужем на стадионе в Мюнхене. После этого у Плисецкой заболело сердце, и ее доставили в больницу. 2 мая 2015 года балерины не стало. Майе Михайловне было 89 лет.
25 ноября 2016 года, в день рождения Плисецкой, был установлен памятник на Большой Дмитровке, в сквере имени Плисецкой. На доме возле сквера, фасад которого украшает граффити с изображением балерины в образе умирающего лебедя, установили мемориальную доску.
Балерина еще при жизни «отказалась» от могилы, завещав, чтобы ее прах соединили с прахом любимого супруга и развеяли над Россией. В этом есть что-то глубоко символичное/
Личная жизнь
Первым ее супругом стал Марис Лиепа, который был младше Плисецкой на 11 лет. Однако брачный союз, заключенный в 1956 году, оказался удивительно коротким: звезды балеты прожили друг с другом лишь 3 месяца. Затем, в гостях у Лили Брик, с которой Плисецкая тесно дружила, она встретилась с Родионом Щедриным. Он тоже был младше Майи Михайловны, только на 7 лет. Но беседы тогда имели преимущественно рабоче-творческий характер. Жизнь развела их, чтобы вновь свести спустя 3 года. В 1958 году Щедрин и Плисецкая поженились. Они прожили вместе 47 лет. Если супругам приходилось расставаться, они созванивались каждый день. Но огромную часть времени пара проводила вместе — рассказывали, что Плисецкая даже хранила в кармане пиджака Щедрина свою губную помаду. Известный композитор всячески поддерживал супругу и яро отстаивал ее интересы. Он «пробил» для нее лучшие европейские театральные подмостки. Точно так же он поддерживал он ее и в сознательном отказе от материнства во имя карьеры.
Награды Плисецкой:
- Герой Социалистического Труда (1985) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства
- Заслуженный артист РСФСР (1951)
- Народный артист РСФСР (1956)
- Народный артист СССР (1959)
- Ленинская премия (1964)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени— за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
- Ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени
- Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985)
- Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Помимо этого, балерина удостоена и множества международных наград и премий, среди которых Золотая медаль Парижа, медаль Моцарта ЮНЕСКО, орден Изабеллы Католической, и множество других премий, наград, орденов и медалей, врученных балерине Францией и Литвой, Испанией и Японией, Польшей и Финляндией, Италией и Венгрией.
Интересные факты
1) Коллекция балерины была весьма необычной: она собирала вырезки со смешными фамилиями. Среди «экспонатов» был, например, Дамочкин-Визжащих.
2) Майя Михайловна большую часть жизни мучилась от бессонницы, спасали от которой ее только пасьянсы и снотворные препараты.
3) Перед выходом на сцену она всегда заливала в балетные туфли горячую воду, для укрепления «посадки» ступней.
4) Несмотря на то, что балерина писала правой рукой, большую часть дел она выполняла левой.
5) Майя Михайловна была активной поклонницей футбола и болела за ЦСКА.
6) Любимой едой балерины была обычная селедка
7) В 1963 году ее именем был назван новый сорт пионов.
8) А в 1984 году имя балерины получил астероид, открытый в Бахчисарайской астрофизической лаборатории.
Вывод: История Майи Плисецкой похожа на сказку, где есть и страшные моменты, и великолепные декорации, и главная героиня — великолепная королева балета. Или прекрасный лебедь.