Леонид Утёсов биография
Биография Леонида Утесова — это история человека, наделенного всевозможными талантами, и отличавшегося огромной работоспособностью. Родившийся в небогатой семье, он достиг всех возможных высот.
Семья и юность
Лазарь Иосифович Вайсбейн (так по-настоящему звали Леонида Утесова) родился 9 марта (21 марта по новому стилю) в 1895 году, в еврейской одесской семье. В этот день у экспедитора порта Осипа Клементьевича (Иосиф Калманович) и домохозяйки Малки Моисеевны родилась еще и дочь Полина — сестра-близнец будущего артиста. Близнецы были самыми младшими в многодетной семье — всего у родителей было девять детей, четыре из которых умерли в раннем возрасте.
Когда Лазарю исполнилось 8 лет, его определили в коммерческое училище. Мальчик мечтал стать пожарным или капитаном дальнего плавания, но в дело вмешался сосед-скрипач. Он пристрастил Ледю, как его называли в семье, к музыке. Вскоре будущий артист уже играл на разных музыкальных инструментах и пел в хоре, а вот дела в училище шли не очень. Низкая успеваемость и прогулы в сочетании с озорными проделками дали свой результат — в 14 лет подростка выгнали из учебного заведения. Примечательно, что за 25 лет существования училища, Лазарь стал первым исключенным.
Начало карьеры
После отчисления юный Вайсбейн поступил в бродячий цирк, где успешно работал над акробатическими номерами, а параллельно учился играть на скрипке. Леонидом Утесовым он стал в 1912 году, когда он устроился на работу в Кременчугский театр миниатюр. Смены имени потребовало начальство. Артисту непременно хотелось, чтобы в фамилии присутствовало что-то «горное», а артисты Холмов и Горский в его родном городе уже были, поэтому он стал Утесовым.
Леонид Утесов активно гастролировал вместе с театром, а в 1917 году одержал победу на конкурсе куплетистов в Гомеле. Это вдохновило его — Утесов приехал в столицу, создал свой небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж».
Когда началась гражданская война, артист вернулся в Одессу, где выступал в театре оперетты и участвовал в комедийных постановках. Ходили слухи, что покровителем Утесова был знаменитый одесский криминальный авторитет Мишка Япончик (Михаил Винницкий), с которым артист был в приятельских отношениях, и даже тепло писал о нем в одной из своих ранних автобиографий. Еще одним другом Леонида Осиповича той поры был писатель Исаак Бабель.
Первый джазовый оркестр в СССР
В 1928 году Утесов съездил с семьей в турпоездку в Париж, где влюбился в новую для себя музыку — джаз. Артист загорелся, и, спустя всего год, вместе со своим оркестром «Теа-Джаз» представил публике театрализованную джазовую программу. Неведомый прежде музыкальный жанр сразу пришелся людям по душе. В 1930 году в программу были включены джазовые композиции Исаака Дунаевского, с которым Утесова связывала творческая и личная дружба. В частности, Дунаевский обработал для Утесова в джазовой манере народные песни на русском, украинском и идише, а также произведения на стихи советских поэтов.
В 1933 году Утесов впервые выступил вместе со своей дочерью Эдит, а спустя три года девушка стала полноправной участницей его коллектива.
Леонид Утёсов и музыка
Всего в его репертуаре более 100 композиций. С некоторыми песнями связаны интересные истории. В 1935 году композиция «С одесского кичмана» стала народным шлягером, но «сверху» Утесову настоятельно рекомендовали отказаться от ее исполнения. На приеме в честь спасения полярников ледокола «Челюскин», сами герои-челюскинцы обратились к Сталину с просьбой, чтобы эта песня прозвучала на вечере. Вождь дал свое согласие, и Утесов понял, что и дальше может исполнять свой шлягер на любых сценических площадках.
А в военные годы репертуар Леонида Осиповича пополнился композициями военно-патриотического характера — знаменитыми «Жди меня», «Катюша», «Песня военных корреспондентов», «Одессит Мишка», «Солдатский вальс».
До сих по многие помнят лирические «Московские окна», «Скажите, девушки», «Если любишь — найди» или задорные «Тюх-тюх-тюх» , «У самовара» , «Гоп со смыком», «Му-му».
Знаменитые произведения
- «Пароход». В 1939 году Утесов стал первым советским исполнителем, снявшимся в музыкальном клипе на эту композицию.
- «У черного моря». Этот шлягер, написанный в 1951 году, стал визитной карточкой Одессы.
- «Одессит Мишка» — эту песню тоже можно считать своеобразным символом Одессы, а также замечательной композицией о войне.
- «Дорогие мои москвичи» — один из неофициальных гимнов Москвы, который часто звучит в столичном метрополитене.
- «Песня старого извозчика» — эту композицию можно считать гимном старой Москвы.
- «Сердце, тебе не хочется покоя» — это произведение было создано композитором Исааком Дунаевским и поэтом Василием Лебедевым-Кумачом в начале 30-х годов специально для Утесова, и стала одной из его визитных карточек. С тех пор ее перепевали разные исполнители, но эта композиция все равно останется «песней Утесова».
- «Всё хорошо, прекрасная маркиза» — эта песня-перевод с французского, сделанный в 1935 году Анатолием Френкелем. Утесов исполнял ее вместе с дочерью Эдит. Произведение стало классикой, а выражение «все хорошо, прекрасная маркиза» приобрело устойчивый характер.
Концертная деятельность
На протяжении всей войны Утесов с оркестром со специальной программой «Бей врага» ездил на фронт и выступал перед бойцами. Певец принимал участие и в концерте в честь дня Победы.
После войны коллектив Утесова, поменявший свое название на Эстрадный оркестр РСФСР, продолжал много гастролировать по всей стране. Их выступления проходили с аншлагом, билетов часто не хватало. Успехом пользовались как сольные выступления Утесова, так и его дуэт с дочерью Эдит. Но в середине 50-х годов чиновники Министерства культуры обвинили отца и дочь в семейственности, и вынудили Утесова уволить Эдит из оркестра. После этого ей удалось собрать свой маленький джазовый коллектив, но это стало тяжелым испытанием для женщины.
Театр и кино
В 1919 году Утесов дебютировал в кино — в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу», где он сыграл адвоката Зарудного.
После Кременчугского театра миниатюр Утесову довелось поработать на многих театральных площадках — в 1921 году, приехав в Москву, он устроился работать в Театр народной сатиры под руководством Демьяна Бедного и Владимира Маяковского. В 1922 году Утесов переехал в Петроград, но в течение семи лет работал «на два города» и на несколько театров — в Москве, помимо Театра народной сатиры, это были Театр музыкальной комедии и оперетта «Славянский базар», в Ленинграде — Театр сатиры, Свободный театр, оперетта «Палас-театр». В этом списке есть и Рижский театр «Маринэ». Особенно Леонида Осиповича привлекала оперетта — в «Палас-театре» он играл роль Бони в «Сильве» и матроса Пунто в «Вице-Адмирале».
Нередко во время спектаклей большим подспорьем актеру служила его отличная цирковая подготовка. Так, в спектакле театра Ленинградской музкомедии «Девушка-сыщик» сыщик Георг в исполнении Утесова был ловким и тренированным человеком, и ходил по канату (правда, однажды актер упал с него, но все-таки довел спектакль до конца). А в шестичасовой постановке «Палас-театра» «От трагедии до комедии» Утесов продемонстрировал все грани своего таланта: актерский — перевоплощаясь из революционера Раскольникова в царя Менелая, музыкальный — играя на гитаре и исполняя песни, а также показал чудеса пластики и гимнастики, станцевав в паре с балериной и ловко проделав упражнения на трапеции.
Особое значение в жизни Утесова имел и Свободный театр. Именно здесь он сыграл «Менделя Маранца» — инсценировку рассказов американского писателя Давида Фридмана. Герой — местечковый философ, «аналог» Тевье-молочника Шолом-Алейхема. Эта театральная роль стала триумфом Леонида Осиповича — для него, выросшего на Молдаванке, этот образ был очень близок. Актер рассказывал, что в его родной Одессе было много людей, похожих на Менделя Маранца, а кроме того, этот герой отчасти напоминал ему собственного отца. Реплики героя расходились в народе и становились афоризмами.
Попутно продолжалась и его кинокарьера — в 20-е годы Утесов снялся еще в трех фильмах. Но главной стала комедия «Веселые ребята», вышедшая на экран в 1934 году, где Утесов исполнил главную роль Кости Потехина и снялся с музыкантами своего оркестра. После ленты Леонида Осиповича накрыла волна народной любви. А вот власти воздали почести только режиссеру фильма Александрову и его супруге актрисе Любови Орловой, чью работу в «Веселых ребятах» Утесов оценивал невысоко.
Леонид Утёсов — личная жизнь
В первый раз юноша решил жениться еще в 15 лет. Свою избранницу Анну Кальбе он встретил в Тульчине. Красивая девушка хорошо пела и имела неплохое приданое. Юный Лазарь сделал ей предложение, а потом занял у потенциальной тещи денег на дорогу, и пообещал вернуться с родительским благословением. Но так и не вернулся.
В 1914 году в Запорожье Утесов познакомился с актрисой Еленой Ленской. Ему было 19 лет, ей — 18. Девушка напомнила Утесову его мать — Малку Моисеевну — и внешностью, и твердым характером. Они быстро поженились, и уже через год у супругов родилась дочь Эдит. Елена Утесова была мудрой женщиной, прощавшей супругу все его «грешки». Она была прекрасной хозяйкой. В семье царило материальное благополучие — «видных» гостей, среди которых были Зощенко и Маяковский, угощали черной икрой и рябчиками из старинной хрустальной и фарфоровой посуды. Их дочь получала классическое образование в «старом духе»: девочка говорила на французском, английском и немецком языках, занималась музыкой и танцами. Супруги прожили вместе 48 лет, но в 1962 году Елены Осиповны не стало. Через 20 лет он официально женился на танцовщице своего коллектива Антонине Ревельс, с которой у него к тому моменту была многолетняя связь.
Последние годы и смерть
В 1961 году артист прекратил концертную деятельность. Правда, он по-прежнему руководил оркестром и даже иногда исполнял одну-две песни, снимался на телевидении, записывался на радио, выпустил три книги воспоминаний. В 1981 году он в последний раз вышел на сцену. У Утесова были проблемы с сердцем, а вскоре он узнал, что его дочь неизлечимо больна тяжелой формой лейкемии. 21 января 1982 года Эдит Утесова скончалась, а через полтора месяца — 9 марта — ушел из жизни и сам Леонид Осипович.
Леонид Утесов был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Фильмография Леонида Утёсова
Год |
Название |
Роль иди жанр |
1919 |
Лейтенант Шмидт — борец за свободу |
адвокат Зарудный |
1923 |
Торговый дом «Антанта и К°» |
Петлюра |
1926 |
Карьера Спирьки Шпандыря |
Спирька Шпандырь |
1928 |
Чужие |
красноармеец Егоров |
1934 |
Веселые ребята |
Костя Потехин |
1940 |
Фильм-концерт (Концерт на экране) |
исполнитель песен |
1942 |
Концерт фронту |
исполнитель песен |
1954 |
Веселые звезды |
Утесов |
1963 |
Мелодии Дунаевского |
художественно- документальный |
1966 |
Театральные встречи. В гостях у Утёсова |
|
1967 |
Театральные встречи. В гостях у Богословского |
|
1970 |
Фантазии на тему Дунаевского |
|
1971 |
С песней по жизни |
художественно- документальный |
1974 |
Пётр Мартынович и годы большой жизни |
художественно- документальный |
1975 |
Аркадий Райкин |
документальный |
1980 |
Я помню чудное мгновенье |
документальный |
1981 |
Вокруг смеха |
11 выпуск |
В Одессе есть улица Утесова, а на фасаде дома на улице Каретный ряд, где артист жил с 1970 по 1982 годы, установлена мемориальная доска. Именем артиста названы один из самолетов «Аэрофлота» и астероид. Но главная память о нем — его творчество, которое не устаревает. И хочется верить, что не устареет никогда.