Культура Израиля — литература, музыка и танцы, искусство. Отличительные особенности
Культура Израиля
Свой вклад в культуру Израиля внесли и сабры (уроженцы страны), и репатрианты из разных стран, и разных поколений, приносившие в страну элементы своей культуры. На литературу в разные периоды влияли русская и советская, или англо-американская литература. Сходные процессы происходили и в музыке. Тем не менее, культуре Израиля не откажешь в самобытности.
Отличительные особенности еврейской культуры
Среди главных отличительных особенностей — свой календарь, язык, одежда, народная музыка и танцы.
Традиции и праздники еврейского народа
Большинство мужчин носят кипу, часть дополняет ее шляпой.
У ортодоксальных евреев-хасидов существует свой строгий дресс-код. В одежде используются только черно-белые тона. Обычная одежда-черные брюки, заправленные в носки, черный пиджак в сочетании с белой рубашкой. На уровне сердца, живота и либедер повязывается черный пояс. На голове — черная шляпа, из-под которой должны быть видны пейсы, а особо почитаемые члены общины носят штраймлы (шапки из дорогого меха). Обувь используется только без шнурков и пряжек. Женщины всегда покрывают голову. Облик ультраортодоксальных евреев может зависеть от принадлежности их к той или иной группе. В Израиле можно встретить ультраортодоксов в лапсердаке (подобие кафтана) и чулках. Истинное наслаждение от созерцания костюмов можно получить в Шаббат в иерусалимском квартале Меа-Шеарим, где представлена самая различная одежда ультраортодокосов — от длинных полосатых кафтанов до пышных штраймлов.
Еврейский календарь ведет отсчет с 3761 года, и является лунно-солнечным, поэтому, каждая дата приходится на один сезон года и на одну лунную фазу. Месяцы еврейского календаря и каждый год начинаются в новолуние. Продолжительность года зависит от дня, на которое выпадает первое число месяца, начинающего год. Число месяцев (не совпадающих с григорианским календарем и имеющих свои названия), а также дней в году может меняться. Все даты израильских религиозных и светских праздников, а также каникул, исчисляются исходя из этого календаря.
Священный день для евреев — Шаббат, начинающийся вечером в пятницу. В городах все вымирает, не работает общественный транспорт, магазины закрыты, нельзя работать, подниматься на лифте, и совершать еще много действий. А рабочая неделя начинается в воскресенье, а не в понедельник.
К главным еврейским праздникам можно отнести Рош-ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур — Судный День, Хануку — праздник в честь чуда, происшедшего при освящении Храма, Пурим — праздник спасения евреев от коварного Амана, Песах — праздник в память об Исходе евреев из Египта, Шавуот — праздник дарования Моисеем евреям Торы.
Литература
Израильская литература зародилась еще во времена палестинского ишува. Тогда она испытывала на себе значительное влияние русской литературы — особенно это касалось поэзии. Литература после образования Государства делится на периоды.
В первые годы после образования государства Израиль, важное место в литературе занимали писатели поколения «Пальмах» (в честь элитарной боевой группы, созданной на основе кибуцев в догосударственный период). Ключевые фигуры: прозаики Самех Изхар, Моше Шамир, Биньямин Таммуз и Ханох Бар-Тов и поэт Хаим Гурии родились или выросли в Палестине, провели молодость настройках, в сельском хозяйстве, на войне за Независимость. Все это отражалось в их творчестве. Эта литература испытывала сильное влияние соцреализма — общественные интересы ставились выше личных, много внимания уделялось сельскохозяйственной тематике. Самый известный роман Самеха Изхара «На краю Негева» посвящен покорителям пустыни, а роман Моше Шамира «Он шел по полям» — жизни, любви и смерти в бою молодого сабры Ури, олицетворявшего жертвенное поколение борцов за государство. Писатель Аарон Меггед посвятил множество своих произведений тематике кибуцев. Одно из наиболее известных стихотворений Хаима Гурии «Здесь лежат наши тела», посвященное друзьям поэта из отряда Ламед-Хей, погибших по дороге в осажденный Гуш-Эцион во время Войны за независимость, стало знаковым для израильской культуры.
На рубеже 1950-х и 1960-х годов в печати появились и произведения писателей из среды уцелевших в Катастрофе, кошмар которой им пришлось пережить в детстве или юности. Именно эту тему они и воплощали в своих произведениях. Так, самый известный роман Орлева — «Остров на Птичьей улице» рассказывает историю одиннадцатилетнего еврейского мальчика, из Варшавы, потерявшего во время войны родители, и создавшего себе убежище в заброшенном доме на Птичьей улице. Творчество одного из классиков израильской литературы — Аарона Аппельфельда было целиком посвящено Катастрофе, Герои его первого сборника рассказов «Дым», пережившие Катастрофу и приехавшие в Эрец-Исраэль, не в состоянии избавиться от беспощадно преследующих их ужасов прошлого и не могут найти общий язык с новым окружением. Поэт Аба
Ковнер, один из руководителей восстания в Виленском гетто и командир партизанского отряда описал в своих поэмах «До рассвета» и «Потонувший ключ» жизнь в гетто.
В конце 50-х — начале 60-х в стилистике и тематике израильской литературы происходили революционные изменения. Все началось с манифеста нового направления «Молодая поэзия», провозглашавшего главенство личности над обществом и стремление, вне какой-либо идеологии, выразить неповторимость индивидуума. Представители течения хотели выразить сокровенные и подсознательные движения и порывы души, путем символической формы или приемов натурализма, иногда доходящего до наивысшей откровенности. Вводились новые обороты речи, в которых библейские цитаты сочетались с разговорными конструкциями. Значительное влияние на израильскую поэзию той поры оказали американская и европейская поэзии.
Среди представителей этого направления — Давид Авидан, футурист-сюрреалист, преломлявший в творчестве цивилизацию бездушных машин через спектр человеческих ощущений. Поэты Натан Зах и Дан Пагис делали в своей поэзии отсылки к ТаНаХу, давая новые интерпретации.
В прозе происходили параллельные процессы — образовалась группа писателей, которую именуют Дор ха-медина (Поколение государства) или Новой волной. Эти авторы отвергали специфичность существования гражданина Израиля как еврея. Для них были важны индивидуальность существования человека в условиях окружающей действительности, подсознательные пласты его психики. Их творчество испытывало влияние западноевропейского и американского модернизма и отличалось символизмом и мистицизмом.
Среди известных писателей этого периода — Алеф Бет Йехошуа, чье творчество отличается глубокими экзистенциализмом и символизмом и Амалия Кахана-Кармон, которую иногда называют израильской Вирджинией Вульф — она была одним из первопроходцев в израильской литературе потока сознания.
Среди популярных поэтов 70-80 годов — «младшие представители» поэзии Новой Волны. Среди них такие эпатажные фигуры как Иона Волах, чья поэзия, пронизана символикой и предельным натурализмом, и отличается необычными формами, а также Меир Визельтир, стихи которого тоже очень натуралистичны, и дают всесторонний вызов всевозможным нормам —и в тематике, и в языке.
Классические произведения еврейских авторов
Самый известный израильский писатель — Шмуэль Йосеф Агнон, получившийв1966 году Нобелевскую премию в области литературы. В своем творчестве он объединял символизм с романтической ностальгией по миру еврейской традиции. Самые известные романы Агнона — эпическое произведение «Дочь на выданье», герой которого, реб Юдл, объезжающий еврейские местечки Галиции в поисках женихов, является носителем мировоззрения, ставшего к тому времени анахронизмом и полностью игнорирует настоящее, а также «Гость на одну ночь», посвященный закату восточноевропейского еврейства после Первой мировой войны.
К ведущим израильским поэтам относят и Натана Альтермана, который, как и Агнон, прославился до образования государства Израиль. Будучи учеником знаменитой школы Шленского, он, под влиянием учителя и русской поэзии, создал новый вид поэзии на иврите, с глубокой символичностью, метафоричностью и лирической проникновенностью, обогатив до предела ритмическую аранжировку стиха. Его самый знаменитый сборник — «Звезды на просторе», вышедший в 1938 году, а самое знаковое произведение — поэма «Серебряное блюдо», воспевающее бойцов за государство Израиль.
Среди всемирно известных израильских романистов — Амос Оз, относящийся к поколению «Дор-ха Медина».Самый известный его роман «Мой Михаэль» повествует о жизни супружеской четы — рефлексирующей мечтательницы Ханны, с ее снами и ощущениями дисгармонии бытия и ее «рационального» мужа Михаэля. Произведение переведено на многие языки. Классикой стало и творчество писателя Давида Гроссмана. Его самый известный роман — «Смотри слово любовь», посвященный жизненным испытаниям мальчика, родившегося в Израиле у переживших Катастрофу родителей, стал событием конца 1980-х. Другой его известный роман «Улыбка козленка» посвящен проживающим на территориях арабов и их трудностям.
Современная литература
Среди популярных писателей нынешнего времени — писательница Орли Кастель-Блюм, пишущая в жанре коротких рассказов, наполненных юмором, сарказмом, трагизмом и абсурдизмом, и Этгар Керет, работающий в схожих жанре и стиле. Иногда он обращается к «детским мотивам», как в рассказе «Разбей поросенка», где маленький герой спасает свою копилку от «краха» в зарослях или в рассказе «Кроссовки», посвященному сложному осмыслению подростком темы Холокоста.
Популярно творчество и Меира Шалева, называемого критиками «израильским Маркесом». В своем известном «Русском романе» он попытался отделить рациональное зерно от идеологического выверта в знаменитом лозунге «возврат к земле», выдвинутом пионерами-переселенцами в Эрец-Исраэль, а в романе «Эсав» автор великолепно обыграл библейские мотивы. Не теряет популярности и творчество авторов предыдущих литературных «поколений.
Ежегодно в Израиле проводится «Еврейская Книжная Неделя», на которой устраиваются книжные ярмарки, публичные чтения и выступления израильских авторов по всей стране.
Музыка
В израильской музыке представлено множество этнических направлений — здесь смешались элементы турецкой, греческой, арабской, еврейской, западной и русской музыки.
Народная еврейская музыка
Народная еврейская музыка представляет собой синтез мелодий, привезенных в страну ашкеназами (выходцами из Восточной Европы и России), и сефардами (выходцев из Испании, стран Ближнего Востока и Северной Африки). Еще ранее свое влияние на нее оказали арабские мотивы и хасидские напевы, которые и сейчас можно услышать на улицах. Интересно, что народной считается и песня «Хава Нагила», хотя написал ее композитор и собиратель фольклора Авраам Цви Идельсон, опираясь на мотивы хасидского напева.
Современная музыка
Она включает разные жанры: академическая и народная, рок и поп-рок, фолк и джаз, электронно-танцевальная музыка и техно. Это и «Песни народов Израиля»,создававшиеся еще в и период ишува, и творчество таких певцов, как Арик Айнштейн, Офра Хаза, Шломо Арци. Среди классических музыкантов с мировым именем – скрипач Ицхак Перлмани скрипач, альтист и дирижер Пинхас Зукерман. Еще одно из популярных направлений в израильской музыке — джаз. Самый популярный певец, работающий в этом жанре — Авишай Коэн. Начиная с 1987года в Эйлате, проходит «Джазовый Фестиваль Красного Моря».
Израильские певцы четырежды становились победителями Евровидения – это Изхар Коэн, Гали Атар и Дана Интернешнл и победившая в 2018 году, молодая певица Нетта Барзилай.
Танцы
Ознакомиться с различными видами израильских танцев можно на ежегодном фестивале танца в Кармиэле — крупнейшем праздником танца в стране. Примечательно, что зрители сами могут принять участие в номерах.
Народные танцы
Традиционный народный танец Израиля — Хору — изначально танцевали в основном в кибуцах, но затем он пришел и в города. Это круговой танец. Когда народа много, танцующие создают несколько кругов, один в другом. Хора исполняется в основном под музыку «Хавы Нагилы», но иногда ее танцуют и под другие традиционные израильские песни. Среди знаменитых танцевальных ансамблей — «Бат-Шева» и «Современный кибуц».
Современные танцы
В Израиле популярны все те же «общенациональные» танцы, которые танцуют и в остальном мире. Но особо популярен модерн. Это направление возглавляют звездные хореографы международного уровня — Огад Нахарин, Рами Бир, Барак Маршалл.
Кино и театр
В среднем в Израиле снимают 14 художественных фильмов в год. Один из самых известных режиссеров — Амос Гитай, среди его нашумевших фильмов — «Кадош» об особенностях и сложностях жизни девушки из ультраортодоксальной семьи. Еще одна знаковая лента Гитая, выпущенная в 2005 году в мировой прокат — «Свободная зона» удостоился награды на Каннском кинофестивале.
Другие известные режиссеры — это Шабтай Габизон, Эйтан Фокс, Арик Каплун с его известным фильмом «Друзья Яны», рассказывающим о судьбе брошенной мужем новой репатриантки на фоне операции Буря в пустыне. Среди молодых режиссеров выделяются Довер Косашвили с фильмом «Поздняя свадьба», Нир Бергман, Джозеф Сидар.
Национальная премия в области кинематографа «Приз Офир» вручается Израильской киноакадемией с 1990 года и имеет статус израильского «Оскара». Как правило, именно ее лауреат отправляется на«настоящий» Оскар. К сегодняшнему дню на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» предстало девять израильских фильмов.
Главный и старейший израильский театр — «Габима». Его первый спектакль в Израиле состоялся в 1928 году, но основан театр был гораздо раньше, когда в 1909 году в Белостоке была создана труппа «Ѓа-бима ха-иврит», поставившая первый спектакль на иврите в России. В 1917 году труппа переехала в Москву, и превратилась в «Еврейский театр Ѓабима». Спектакли театра пользовались большим успехом, с 1926 года начались гастроли по всему миру. Обстановка в СССР к тому времени начала меняться, и во время долгосрочного тура по США, руководитель театра Наум Давид Цемах остался с группой актеров там, а часть артистов вернулись в Европу и Эрец-Исраэль. Так и появился знаменитый израильский театр, гастролирующий по всему миру. Среди других главных театров Израиля — Гешер (дающий спектакли на иврите и на русском), Камерный театр Тель-Авива, муниципальные театры Хайфы и Беэр-Шевы.
Выводы
Культура Израиля уникальна — глубокая самобытность еврейской культуры впитала в себя много замечательного из культуры мировой. И это создало очень интересное явление.