Государственные праздники Израиля — основные праздничные и особые дни
Государственные праздники Израиля
Государственные праздники Израиля включают как традиционные еврейские праздники и особые дни, так и израильские праздники, не связанные с религиозной традицией. Это, например, Йом ха-Ацмаут (День независимости), когда в стране общенациональный выходной. Одна из веселых традиций — обливание окружающих из баллончиков пеной. А вот в предшествующие ему Йом а-шоа (День памяти жертв Холокоста) и Йом а-зикарон (День памяти погибших в войнах Израиля и в терактах) израильтяне работают. Но в определенное время в эти дни по всей стране звучит сирена, оповещающая о наступлении двух минут молчания. В это время транспорт останавливается, и каждый гражданин страны, где бы он не находился, в каком бы виде транспорта не ехал, встает и застывает в скорбном молчании. Государственные праздники Израиля и общенациональные дни памяти, включающие так называемые «общие выходные» — это Рош Ха-Шана (2 выходных дня), Йом-Кипур) (1 день), Суккот (1 день), Симхат Тора / Шмини-Ацерет (1 день). Песах (2 дня). Есть и «выборочные» рабочие дни — это касается Пурима и 9 Ава.
Особенности еврейского календаря
Еврейский календарь ведет отсчет с 3761 года. Вычислить, какой сейчас год по еврейскому календарю, несложно — надо прибавить к текущему году 3761
Календарь — лунно-солнечный, каждая дата приходится на один сезон года и на одну лунную фазу. Месяцы еврейского календаря и каждый год начинаются в новолуние. В обычном году 353, 354 или 355 дней, в високосном: 383, 384 или 385.
Продолжительность года зависит от дня, на которое падает первое число месяца, начинающего год. Так, Новый год может начинаться только в понедельник, вторник, четверг и субботу. Если этого не случается, предыдущий год увеличивается на день. В году может быть 12 ли 13 месяцев, а в некоторых месяцах- то 30, то 29 дней. Хотя еврейский новый год начинается с 7-го месяца Тишрей (приходится на осень), первый месяц года в календаре — Нисан (на весну). Все даты израильских религиозных и светских праздников исчисляются исходя из этого календаря. И Ту-би Шват будет всегда приходиться на 15-й день месяца Шват, а день памяти жертв Холокоста – на 27-й день месяца Ияр. Для понимания — государственные праздники в Израиле по еврейскому календарю (вставка).
Тишрей
- 1-2 — Рош Ха-Шана
- 10 — Йом-Киппур
- 15 — Суккот
- 21 — Хошана-Раба
- 22 — Симхат-Тора / Шмини-Ацерет
Хешван
- 12 — День памяти убийства премьер-министра Ицхака Рабина
Кислев
- 25 — Ханука
Тевет
- 10 — Десятое тевета, День общего поминовения
Шват
- 15 — Ту би-Шват
- 30 — День семьи
Адар
- 7 — День поминовения незахороненных солдат
- 13 — Пост Эсфири
- 14 — Пурим
- 15 — Шушан Пурим
Нисан
- 15-21 — Песах
- 27 — Йом а-шоа
Ияр
- 4 — Йом а-зикарон
- 5 — Йом ха-Ацмаут
- 14 — Песах шени
- 18 — Лаг ба-Омер
- 28 — День Иерусалима
Сиван
- 5/6/7 — Шавуот
Таммуз
- 17 — Пост 17-го Тамуза
Ав
- 9 — Девятое Ава (Пост 9-го Ава)
- 15 — Пятнадцатое ава
Основные иудейские праздники и особые дни
Среди них как трагические дни, так и праздники, наполненные весельем.
Ту-Бишват
Его называют еще Новым Годом Деревьев. Отмечается в пору, когда зацветают первые деревья. Первые упоминания о празднике содержатся в Мишне. Среди обычаев — активное поедание фруктов, с акцентом на фиги и гранаты, оливки, виноград и финики. Именно эти плоды в Торе олицетворяют землю Израиля. Главная же традиция — высаживание деревьев.
Пурим
Праздник спасения евреев от врагов во время правления персидского царя Ахашвероша, и избавления от злодея Амана, замыслившего уничтожить весь еврейский народ. Злодей Аман был повешен на дереве, и с тех пор на праздничном столе всегда подаются «уши Амана» — хоменташн (на идише) или мознаим (на иврите). Это особый вид выпечки с маком. По поводу отмечания нет особых предписаний, но в книге Эстер говорится, «чтобы их сделали днями торжества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяние бедным», а Талмуд утверждает, что «нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или благословения Мордехаю». Так или иначе, это самый веселый еврейский праздник. В этот день в синагоге читают по свитку книгу Эстер. При упоминании имени Амана присутствующие выражают свое отношение к злодею хлопками, свистом, топотом и специальными трещотками. Во время Пурима везде разыгрываются пуримшпили (в переводе с идиша пуримское представление) — начиная от израильских школ и заканчивая домами культуры. Жанр может быть разным, но в основе — оригинальный сюжет давних событий в Персии. По всему Израилю проводятся карнавальные шествия.
Песах
Праздник, посвященный Исходу евреев из Египта и освобождению от рабства. В пасхальную неделю нельзя употреблять и хранить в доме хлеб и все прочие продукты и напитки (пиво), подвергавшиеся брожению (хамец). Жилище очищается от хамец заранее, но накануне праздника проводят специальный ритуал по поиску хамец — глава семьи с зажженной свечой обходит все потаенные места и подбирает оставшиеся крошки. Единственный дозволенный хлебный продукт в пасхальную неделю – маца. К столу подаются и горькая зелень и травы, символизирующие горечь пребывания евреев в египетском плену, соленая вода, в которую обмакивают мацу (напоминание о горечи слез, пролитых за годы рабства), зроа — кусочек жареного мяса с косточкой, олицетворяющий пасхального агнца, принесенного в жертву. И, разумеется, кошерное вино.
Песах-Шени
Второй Песах отмечается ровно через месяц после Эрев-Песах (вечер накануне Песаха). История такова: в Эрев-Песах в Храме приносились Корбан Песах — пасхальные жертвы. Совершать это могли только чистые в ритуальном смысле люди. На второй год после Исхода из Египта, евреи, несшие останки Иосифа из Египта в Израиль, оказались нечисты, и подошли к Моше, сообщив ему, что не могут принести жертвы вместе со всеми. И тогда он дал им закон о Песах-Шени. И хотя сейчас жертвы отменены, праздник отмечают, по обычаю употребляя в этот день мацу. Но простой хлеб тоже не запрещен.
Лаг-Баомер
В этот день отмечается очередная годовщина смерти рабби Шимона Бар-Йохая (Рашби) , жившего во II веке н. э, мудреца и автора «Зогар» — главной книги мистического учения Торы-Каббалы. Рашби завещал ученикам отмечать день своей смерти как день веселья и великой радости. Поэтому израильтяне ходят на пикники, разводят костры, а дети стреляют из лука. Последний обычай не случаен — «кешет» на иврите — это не только лук, но и радуга. Дело в том, явившаяся Ною, во время Потопа, как знак союза Творца с этим миром, стала с тех пор предостерегающим знаком, а в течение всей жизни Рашби она ни разу не появилась на небе. Многие посещают и гору Мерон где, где расположена могила мудреца.
Шавуот
Праздник отмечается в честь величайшего события в истории человечества — Синайского Откровения. В этот день в 2448 году от сотворения мира Всевышний даровал евреям Тору и Десять Заповедей. Шавуот начинается вечером. После захода солнца устраивается большая трапеза с освящением над бокалом вина (кидуш). В первую ночь изучают Тору. Этот обычай называется Тикун (исправление).
Дома украшают цветами, зеленью, и ветвями деревьев. Это напоминает о зелени, окружавшей гору Синай в день дарования Торы. Главное событие — слушание Десяти Заповедей во время чтения свитка Торы после утренней молитвы. Все евреи, включая детей и младенцев, должны быть в эти минуты в синагоге. Днем повторяют трапеза с кидушем. На столе обязательно присутствует молочная и мучная пища (сыр, сметана, творог, булочки с медом, блинчики с сыром). Ведь когда евреи вернулись от горы Синай, законы о разделения мясного и молочного были сложны для исполнения, и первоначально употреблялась только молочная пища.
Три недели траура
Три недели в году, между постами 17 Тамуза и 9 Ава отмечается траур по разрушению Первого Храма (9 ава 3338 года) и Второго Храма(9 ава 3828) и по изгнанию в Египет (9 ава 2449 года). В эти дни не играют свадьбы, не слушают музыку и не музицируют, не пьют вина (кроме субботних трапез). Предписано не шить и не покупать новую одежду и плоды нового урожая, не стричься и не стричь детей, не стирать белье и не отдавать его в стирку, и не облачаться в чистое и выстиранное ранее (исключение — Шаббат). На эти дни евреи отказываются от мяса и блюд на мясном бульоне.
Девятое авар — самый трагический день в еврейской истории. Помимо разрушения Храмов и изгнания, в этот день в течение разных лет происходили другие ужасные события, среди которых поругание Храмовой горы в Иерусалиме по приказу римского наместника в 3892 году, и начавшееся после этого восстание Бар-Кохбы, продолжавшееся три года. 9 ава 3895 года, после захвата римлянами Бейтара, Бар-Кохбу убили, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля. Тогда погибло 580 тыс. евреев, разрушено 50 городов и 985 поселений, и Иудея стала выжженной пустыней. Среди печальных событий этого дня из «новой» истории — объявление папой Урбаном II начала первого крестового похода в 1095 году, указ 1492 года об изгнании евреев из Испании, переселение евреев Рима в первое на планете гетто в 1555 году, и переселение туда остальных евреев в Италии в 1567 году. А также начало еврейских погромов в России, в черте оседлости в 1882 году, депортация евреев из Варшавского гетто в 1942 и т.д.
Поэтому Девятого ава все предписания ужесточаются. Накануне в Израиле закрыты все киноконцертные залы и прочие увеселительные учреждения. После заката солнца наступает сухой пост - без пищи и без воды (исключение после полудня может быть сделано для больных) В этот день нельзя одевать кожаную обувь, пользоваться парфюмерией, приветствовать друг друга, совершать прогулки, мыться (только ополаскивать руки). Сидеть можно только на полу или низкой скамеечке. Иерусалимцы идут к Стене Плача.
Пятнадцатое Ава
Согласно ТаНаХу, Пятнадцатого ава произошел ряд радостных событий: прекратился мор, уничтожавший выходцев из Египта, отменили запрет на женитьбу у потомков рода Вениамина на девушках из других родов, и общий запрет на браки между девушками и юношами из разных израильских родов, погребли последние из защитников Бетара, чьи тела римляне запретили хоронить. В Талмуде говорится, что много лет назад в этот день иерусалимские девушки выходили плясать в виноградники, и всякий, кто был неженат, шел туда, чтобы выбрать себе невесту. В Шулхан-Арух отсутствуют особые предписания, просто, как и в другие праздники нельзя произносить таханун (покаянную молитву). В Израиле этот праздник отмечается отдельными парами как День Влюбленных и считается благоприятным для заключения браков.
Рош-Ашана
Еврейский Новый год отмечают в течение двух дней. Во время синагогальной службы трубят в шофар- это означает вызов на суд Всевышнего и призыв к покаянию в преддверии десяти «Дней трепета» посвящаемым молитвам и раскаяниям и заканчивающимися Йом-Кипуром .В первый вечер праздника евреи желают друг другу быть вписанным в «Книгу жизни». Обязательное блюдо на праздничном столе-яблоки с медом. В мед, над которым произносится благословение, обмакивают и халу. Все это олицетворяет традиционное новогоднее пожелание «Шана това вэ мэтука» то есть «Хорошего и сладкого Нового года.
Йом-Кипур
Самый торжественный и святой день в году, главная тема которого — искупление и примирение. Накануне Йом-Кипура, израильтяне желают друг другу «хорошей записи» в Книге Жизни («гмар хатима това»), «лёгкого поста» и просят прощения у всех. В Йом-Кипур действуют те же правила, что и на 9 ава, включая сухой пост, отказ от мытья, косметики, ношения кожаной обуви.
Литургия Йом-Кипура на вечерней службе начинается с молитвы «Кол нидрей», которая должна быть прочитана до захода солнца, после которой читается маарив (вечерняя молитва), включающая в себя дополнительные молитвы, — слихот. После службы принято облачаться в белое и выходить на прогулку. Улицы в эти дни в Израиле пустуют. Не ездят машины и общественный транспорт, прекращается теле- и радиовещание.
Суккот
Суккот или Праздник кущей продолжается семь дней. Он посвящен памяти о блуждании евреев по Синайской пустыне, поэтому главный «вещный элемент» праздника — сукка. Это шалаши или шатры, в которых израильтяне отмечают праздник, а иногда и ночуют. На праздничном столе на седьмой день (Хошана Раба) обязательно должны находиться этрог, лулав, мирт, ива. Каждое из этих плодов и растений символизирует определенную группу людей: этрог, имеющий и вкус и запах - праведников, лулав, имеющий только вкус-людей, соблюдающих все законы Торы, мирт, обладающий лишь запахом - людей, совершающих благие поступки, а ива, лишенная обоих компонентов – людей неправедных. Лулав и этрог используются мужчинами и на протяжении всего праздника - во время ежедневных благословений они держат их в руках.
Шмини-Ацерет и Симхат-Тора
Симхат-тора отмечался уже во времена Талмуда. Но особое празднование началось в Средневековье, когда трехгодичный цикл чтения Торы был заменен годичным. С тех пор в этот день, завершая годичный цикл, читается последний раздел Торы — 33 и 34 главы книги Дварим. Симхат-Тора, как и Пурим, веселый праздник. Вечером и утром на синагогальных службах проводится Акфот: шествие со свитками Торы вокруг возвышения в центре, с которого читается Тора. Действие сопровождается танцами, пением, и прочими способами выражения радости. На Симхат - Тора упомянутые главы читают непрерывно, а к чтению Торы вызывают не только всех мужчин, но и маленьких мальчиков. Шмини́ Ацерет — восьмой завершающий день праздника Суккот. Но по Талмуду он является отдельным праздником — уже не обязательно сидеть в сукке.
Ханука
Праздник посвящен победе евреев над греками 23 кислева в 164 году до н. э. В этот день был повторно освящён жертвенник в Иерусалимском храме, ровно за 3 года до того оскверненный идолопоклонниками, и Маккавеи возобновили храмовую службу. После очищения Храма Иехуда Маккавей и его воины не могли найти ритуально чистое масло, чтобы зажечь менору и освятить Храм. В результате кувшин был найден, но масла в нем было на донышке, максимум на день горения. Но менору зажгли, и она горела восемь дней — ровно столько, сколько требовалось для приготовления нового масла. В память о великом чуде Хануку отмечают в течение восьми дней, зажигая каждый из них свечи в ханукии: в первый день — одну, во второй — две и так до конца. Все свечи в течение праздника зажигают специальной свечой-шамаш. Иногда Хануку называют детским праздником — младшему поколению дарят ханике-гелт (ханукальные деньги), а любимая забава детей в праздник — ханукальный волчок (дрейдл на идише и севивон на иврите). Одно из главных блюд на праздничном столе — латкес (картофельные оладьи).
Еврейские праздники неразрывно связаны с теми или иными страницами древней и новой истории еврейского народа, и их отмечание — это во многом восстановление картин прошлого и отражение непрерывности традиции.