Элина Быстрицкая биография — актуальная информация на 2018 год
Семья и детство
Элина Быстрицкая биография — это история о красивой, талантливой и гордой женщине. Элина Авраамовна Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в киевской еврейской семье. Ее отец, Авраам Петрович Быстрицкий, в прошлом участник Гражданский войны, был врачом-инфекционистом, а Мать, Эсфирь Исааковна — поваром в больнице.
Девочку решили назвать в честь Эллины — героини пьесы «Игра жизни» Кнута Гамсуна, но при регистрации сотрудница ЗАГСА пропустила одну букву «Л». Когда Элине исполнилось 9 лет, у нее появилась младшая сестра Софья, которая живет сейчас в Израиле.
Актерские способности чувствовались в Элине с детства, она обожала копировать героев фильмов. Дома у Быстрицких ставили спектакли, где она играла различные роли, например, Петьку в «Чапаеве». Прочие увлечения у девочки были скорее мальчишеские: например, она обожала играть в бильярд. При этом девочек воспитывали в духе строгой морали и высоких нравственных принципов. Все это Элина Быстрицкая перенесла в свою взрослую жизнь.
Ее детство закончилось с началом Великой Отечественной войны. Тринадцатилетняя Быстрицкая стала работать медсестрой в госпитале. К своим обязанностям она подходила очень ответственно, что утвердило отца в мысли о том, что его дочь должна продолжать династию. В 1944 году девушка поступила в нежинский медицинский техникум, и через три года стала дипломированным акушером-гинекологом. Но пройдя практику и приняв 15 родов, несколько из которых проходили с патологиями, Элина Авраамовна поняла, что сила ее сопереживания и сочувствия к пациентам, не позволяет ей продолжать медицинскую деятельность. Еще в техникуме она была активной участницей драмкружка, а попутно посещала музыкальную школу с балетным классом — ей было важно совершенствовать пластику. В итоге Эсфирь Исааковна была несколько смущена, когда увидела, как зажигательно ее дочь исполняет танец живота в спектакле, поставленном в кружке. Нравы были строгими.
Когда Быстрицкая решила поступать в Киевский театральный институт, отец резко воспротивился и поехал вместе с ней к ректору, чтобы тот отговорил ее от этого намерения.
Девушке пришлось вернуться в Нежин и поступить на филфак пединститута. Но и там она организовала танцевальный кружок. После того, как ее коллектив одержал победу на городском конкурсе, Быстрицкую премировали путевкой в дом отдыха «Рабис» — работников искусств. Элина Авраамовна оказалась в окружении актеров и актрис. Одна из них — Наталья Гебдовская — увидев девушку на сцене, призвала ее бросить филологию и подавать документы в театральный. Вернувшись в Нежин, Элина забрала свои документы из института и с первого раза поступила в киевский институт театрального искусства имени И.К.Карпенко-Карого.
Начало театральной карьеры
В том, что у Элины Авраамовны, с театром не сразу все сложилось гладко, «виноват» ее гордый и независимый характер. Во время учебы в институте у нее было много поклонников, но воспитанная в строгих правилах, она не допускала ни малейших вольностей, а в случае чего давала пощечину. Один из таких случаев чуть стал для нее роковым — на очередную годовщину смерти Ленина девушка готовилась выступать со «Сказкой о Ленине». В этот момент однокурсник громко свистнул ей в ухо, и получил сполна. Педагоги были возмущены, припомнив Быстрицкой очередные подобные «хулиганства». Руководство велело переводиться ей в Харьковский институт, грозя отчислением, но Быстрицкая заявила, что если подобный приказ выйдет, на следующий день ее найдут в Днепре. В итоге Элину Авраамовну не отчислили, но из комсомола исключили, да и о возможности работе в Киевском театре имени Ивана Франко Быстрицкой уже не приходилось думать. Ее ждал Херсонский драматический театр, но когда его режиссер лично приехал забирать студентов, Быстрицкой не понравилось его повышенное внимание к ее красоте и предложение встретиться в ресторане. Тогда она отправилась в Минобразования с просьбой направления в любой город, кроме Херсона. Но поскольку причины не объяснила, получила решительный отказ. Тогда Элина Авраамовна обратилась к главному режиссеру Театра имени Моссовета, гастролировавшего тогда в Киеве, зачислить ее в труппу. Вначале она получила согласие, но позже получила из Москвы отказ, причиной которого стала зависть некоторых однокурсников, успевших настрочить в театр несколько клеветнических анонимок. В результате она устроилась в Вильнюсский драматический театр, где играла Варю в спектакле «Порт-Артур», Ольгу в спектакле «Годы странствий» и «Аленушку» в «Аленьком цветочке». Но по-прежнему мечтала о Москве. Эта мечта осуществилась в 1958 году, когда актрису взяли в Малый Театр, где она и осталась на всю жизнь. Ее дебютом в Малом стала роль леди Уиндермир в спектакле «Веер леди Уиндермир» О.Уайльда.
Дебют в кинематографе
Интересно, что ее первая роль в кино была связана с военно-медицинской тематикой — в 1950 году Элина Быстрицкая сыграла военного врача Елену Алексеенко в ленте Киевской киностудии «В мирные дни».
В 1955 году за роль Елизаветы Максимовны в фильме «Неоконченная повесть» Элина Авраамовна получила звание лучшей актрисы года, и была включена в состав делегации на Неделю советского кино, проходившую в Париже. Но, конечно же, главный фильм ее жизни — «Тихий Дон», вышедший на экран в 1958 году. Никому в последующих экранизациях не удалось воплотить образ Аксиньи так, как это сделала она. Ради этой роли ей пришлось поправиться на 15 килограммов, научиться носить коромысло, ездить на лошади и освоить особенности казачьего диалекта. И все это получалось у актрисы удивительно органично — сами казаки признали ее истинной казачкой и попросили называться Аксиньей Донской.
Яркими ролями Быстрицкой стали и Леля в фильме «Добровольцы» 1958 года, и Ксения Румянцева в ленте 1963 года «Все остается людям».
Общественная деятельность
Ее общественная активность весьма многообразна. В 80-е-нулевые годы Элина Авраамовна возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР и военно-патриотическую комиссию Всероссийского театрального общества, являлась почетным президентом Федерации бильярда, членом Совета по культуре при Президенте РФ. Сейчас она — учредитель и президент Благотворительного фонда поддержки культуры и искусства.
Также она: академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, вице-президент Международного фонда охраны здоровья матери и ребёнка и член политического движения «Стабильная Россия» и Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации.
Награды
Помимо официальных наград, в 1999 году Элина Авраамовна была названа в опросе газеты «Комсомольская правда» самой красивой женщиной уходящего века. А еще она входит в топ самых красивых евреек мира.
Год |
Название |
Пояснение |
1960 |
Орден «Знак Почета» |
|
1962 |
Заслуженная артистка РСФСР |
|
1966 |
Народная артистка РСФСР |
|
1967 |
Орден «Знак почета» |
|
1974 |
Орден Трудового Красного Знамени |
|
1978 |
Народная артистка СССР |
|
1985 |
Орден Отечественной войны II степени |
за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов |
1988 |
Орден Октябрьской революции |
|
1988 |
Диплом «Приз Веры Холодной — семь красавиц кино (по ролям в кино и жизни) |
в номинации «Самая женственная» |
1998 |
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени |
за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства |
1999 |
Благодарность Президента Российской Федерации |
за большие заслуги в развитии театрального искусства и в связи со 175-летием театра |
2000 |
Приз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» |
МКФ актёров кино «Созвездие |
2000 |
Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства |
за исполнение главных ролей в спектакле «Перекрёсток» по пьесе Л. Зорина в Московском театре — Центре им. М. Н. Ермоловой |
2001 |
Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства |
|
2002 |
Премия «Триумф» |
|
2003 |
Премия «Кумир» |
в номинации «За высокое служение искусству» |
2004 |
Премия «Сокровищница Родины» |
Журнал «Родина» |
2006 |
Премия Правительства Российской Федерации в области культуры |
за спектакль по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»[ |
2008 |
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени |
за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность |
2009 |
Премия «Звезда Театрала» |
в номинации «Легенды сцены» |
2013 |
Национальная премия «Россиянин года» |
|
2013 |
Орден «За заслуги перед Ростовской областью» |
за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную творческую деятельность |
2018 |
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени |
за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность |
Личная жизнь Быстрицкой
Ее первой любовью был Кирилл Лавров, который в то время начинал карьеру в киевском театре. Но однажды, придя провожать его на вокзал, Быстрицкая увидела еще одну провожающую. А измен она не прощала.
В начале 60-х, когда актрисе уже было чуть за 30, она вышла замуж за руководителя отдела переводов, Министерства внешней торговли Николая Кузьминского, который был старше ее на 20 лет. Они прожили вместе 27 лет. В семье царило благополучие — муж часто ездил в зарубежные командировки, откуда привозил жене роскошные наряды, им дали квартиру в высотке на Кудринской площади. Между супругами была духовная близость, им было интересно друг с другом. Они ходили по театрам и художественным галереям, обсуждали увиденное. Кузьминский был очень эрудированным человеком, и рассказывал Элине Авраамовне много интересного, особенно на исторические темы. Актриса сама признавалась, что первый муж во многом сформировал ее. Но была одна проблема: Кузьминский интересовался другими женщинами. Именно это и стало причиной расставания.
Позже актриса говорила, что ни жалеет: ни о расставании с супругом, ни об отсутствии детей. Потому что в ее жизни был прекрасный муж и его дети, ну, а к тому, что все закончилось, Быстрицкая относится философски — ничто в этом мире не вечно.
Элина Быстрицкая сейчас
Сейчас актриса живет одна в своем доме в Подмосковье. Несмотря на то, что в 2017 у нее были проблемы со здоровьем, 90-летняя Быстрицкая по-прежнему поддерживает себя в хорошей физической форме, делает специальные упражнения для улучшения памяти.
Она продолжает выходить на театральную сцену и выступает с сольными и сборными концертами, исполняя романсы, русские народные песни и песни военных лет.
Можно сказать, что секрет долголетия и красоты Быстрицкой – в ее любви и интересу к жизни. Сама актриса говорит, что само созерцание неба, чтение хорошей книги или просмотр интересного фильма — это уже счастье. Элина Быстрицкая всегда жила в гармонии с самой с собой, не изменяя своим строгим порой принципам, и не позволяла себе расслабляться.