Наши телефоны: +7 (495) 787-45-60, +7 (495) 787-45-67

Адрес: Москва, ул. Б. Никитская, 47 стр. 2
E-mail: center@jcc.ru

Часы работы: с 9:00 до 21:00
Выходной: суббота
закрыть

войти

Вы зарегистрированы

закрыть

регистрация

Вы зарегистрированы



Статьи
к списку

Джордж Гершвин биография

Юность Гершвина

Отец будущей знаменитости, Мойше (Морис) Гершовиц, уехал в США из России в 1890 году. В Америке он работал модельером женской обуви. Мать композитора, Роза Брускина – уроженка Одессы. Она эмигрировала в Америку на пару лет раньше своего будущего мужа. Поженившись, супруги Гершовицы сменили фамилию на Гершвин.

В семье, кроме Якова, было ещё трое детей – братья Айра и Артур, сестра Фрэнсис. Большое еврейское семейство обитало в небольшой квартирке на окраине Бруклина.

Достаток семьи Гершвинов был небольшим, но стабильным. Поэтому мама Роза чаяла увидеть своих отпрысков успешными коммерсантами или деятелями науки. Якову-Джорджу мать выбрала профессию преподавателя. Но маленький Джордж не разделял стремлений матушки сделать из него учителя, чем весьма её расстраивал. Прилежным учеником он не был. Его успеваемость хромала. Джордж постоянно проказничал, за что и получал нагоняй от своих наставников.

Возможно, из Джорджа вышел бы неплохой конькобежец. Он любил кататься на коньках и неизбежно побеждал в уличных соревнованиях.

Спекуляции на тему, что семейство Гершвинов жило в нищете, являются неправдой. После того, как Джордж стал известен, его мама всегда говорила, что отец семейства зарабатывал достаточно. В сегодняшнем мире Мориса Гершвина назвали бы модным обувным дизайнером. Денег у семьи хватало и на сносную жизнь, и на занятия музыкой для Джона и его брата Айры.

Но временами мальчик оставлял свои шалости и занятия спортом. Он как будто погружался в свой мир, невидимый другим. Это случалось, когда он слышал звуки музыки. Музыка навсегда покорила сердце Джорджа с детства.

Первый музыкальный опыт

Задиристые бруклинские мальчишки по суровым уличным законам недолюбливали своих сверстников – музыкантов. Их обзывали «маменькиными сынками». Джордж Гершвин был с ними заодно. Но со временем музыка стала находить отклик в его сердце:

  • Джорджу было около шести, когда он услышал из окон небольшого концертного зала «Мелодию» А. Рубинштейна. Сам Гершвин волнительно описывал этот момент. Он вспоминал, как мелодия взлетала и замирала одновременно с его сердцем. Как он жадно ловил потоки музыки.
  • Клуб Уилкинза. Однажды Джордж катался на коньках в окрестностях Гарлема. Тут до него донеслось звучание джазовой импровизации. Это играл небольшой джазовый оркестр в Клубе барона Уилкинза. Синкопированная пронзительная музыка запомнилась мальчику на всю жизнь.
  • Благотворительные концерты Просветительского общества. Юный Гершвин часто ходил на эти джазовые мероприятия. Они прививали ему чувство прекрасного.
  • Встреча в 1910 году с Максом Розеном (Розенцвейгом), 10-летним скрипачом – вундеркиндом. По словам Гершвина, эта встреча была для него озарением, полностью переломившим жизнь. Джон услышал виртуозную скрипку Макса, когда играл во дворе школы. Он во что бы то ни стало решил познакомиться с юным скрипачом. Гершвин три часа под дождём ждал Макса около школы. Мальчишки подружились и были неразлучны.

После этой знаковой встречи в доме Гершвинов появился первый рояль. Изначально инструмент приобретался для Айры. Но именно Джон взял на нём свои первые аккорды.

Начало музыкальной карьеры

После того, как Джордж понял, что музыка – это его жизнь, семья Гершвинов стала подыскивать ему преподавателей. Частные учителя брали с родителей Джона от 0,5 до 1,5 доллара за урок. Объём музыкальных познаний учителей был невысок. Как и плата за их уроки. Несмотря на ограниченность своих первых преподавателей, Джон со всем усердием играл гаммы и этюды. Эти первые музыкальные уроки заложили академическую базу в игру будущего маэстро.

Первым публичным выступлением Гершвина стала игра на фортепиано в оркестре средней школы. Старший пианист оркестра, Джек Миллер, разглядел искру таланта в напористом еврейском мальчике. Именно Миллер в 1912 году представил Джорджа Гершвина известному пианисту и композитору Чарли Хамбитцеру. Хамбитцера впечатлила резковатая манера игры юного пианиста. Он предложил ему бесплатно посещать свои уроки. Мистер Хамбитцер вложил в талант Джорджа трудолюбие, настойчивость и бессмертную любовь к джазовым мотивам.

Дебют на Бродвее

Бродвей – колыбель популярной музыки начала XX века. Для молодого музыканта попасть на афиши бродвейских мюзик-холлов в то время означало получить путёвку в звёздную жизнь. Популяризация музыкальных произведений в то время проводилась оригинальным способом.

В 1915 году Джон Гершвин работал в ведущем музыкальном издательстве Джерома Ремика. Подобные издательства были прообразами нынешних продюсерских центров. В такое значимое для амбициозного молодого музыканта место Джон был принят песенным агентом, плаггером.

Как плаггер, он рекламировал новые песни. Устанавливал моментальный контакт со зрителями, приходившими на презентации новых музыкальных произведений. В качестве тапёра, наёмного музыканта, разносил новые джазовые мелодии в рестораны, дансинг-холлы, театры. Подобные презентации сопровождались показом слайдов с текстом песни. В конце презентации плаггер несколько раз рефреном под аккомпанемент и без музыки пропевал припев песни. Мотив откладывался в сознании слушателей. Далее песня через напевание и насвистывание шла «в народ».

Параллельно с популяризацией чужих произведений, Джон творил и писал собственную музыку. Одно из его первых произведений, композиция «Когда вы захотите», была исполнена на Бродвее известной бродвейской певицей – Софи Таккер. Это исполнение стало фактическим дебютом произведения Гершвина на Бродвее. Однако до настоящего признания Гершвина на бродвейских подмостках было ещё далеко.

Полноценным дебютом для молодого композитора стало написание музыки к полномасштабному мюзиклу. Это произведение должно было стать прорывом Гершвина к высокой джазовой сцене. И такой случай выпал на его долю в 1919 году. Именно тогда 28-летний Алекс Ааронс, перспективный продюсер с Бродвея, предложил Джорджу сотрудничество. Перед молодым копозитором была поставлена задача – написать музыкальную партитуру к спектаклю «La, la, Lusille». Выбор Ааронса пал на Гершвина не случайно. Продюсер некоторое время наблюдал за творчеством Джорджа. Его привлекли новаторский подход Гершвина к музыке и оригинальный аккомпанемент музыканта.

«La, la, Lusille» в мае 1919 года стал премьерным мюзиклом на сцене вновь возведённого театра Миллера. Постановка имела ошеломительный успех. Ааронс прокатал свыше ста представлений, прежде чем спектакль сняли из-за забастовки сотрудников театра.

Семья и личная жизнь

Джон был любимцем женщин. Но его отношения с дамами не доходили до брачных уз. Статный красавец-брюнет, он купался в женском внимании. Но, к сожалению, семьёй он не обзавёлся. Детей у маэстро тоже не было. Единственной постоянной возлюбленной Гершвина была Александра Белых, его талантливая ученица. Какое-то время, около 10 лет, Джордж имел непостоянные отношения с женщиной-композитором Кей Свифт. Именно ей Джордж посвятил песню «Окей» (Oh, Kay). Единственной постоянной возлюбленной Гершвина до конца его дней оставалась музыка. Ей он был предан всей душой.

Музыкальные произведения автора

В творческой коллекции Джорджа Гершвина более ста произведений. Разносторонний талант и жажда музыкальных экспериментов и прорывов позволили Гершвину создать 14 концертных произведений - опер, увертюр и симфонических поэм, более 20 музыкальных комедий, около 50 популярных песен. В 20-х годах ХХ века 18 эстрадных представлений были поставлены с использованием музыки Гершвина. Среди них знаковые творения композитора:

  • «Колыбельная» (Lullaby), получившая истинное признание лишь в 1967 году
  • Комедия «Ла, ла, Люсиль»
  • Опера «135-я улица» (135th Street)
  • Прекрасная «Рапсодия в голубых тонах» (Rhapsody m Blue)
  • Памятная симфоническая поэма «Американец в Париже» (An American in Paris), по мотивам 3-летнего европейского турне музыканта
  • Популярный мюзикл «Я пою о тебе» (Of Thee I Sing)
  • Ставшая апогеем творчества музыкального гения Гершвина опера «Порги и Бесс» (Porgy and Bess). Произведение было создано Гершвином во время затворничества в Южной Каролине. Автор на 2 года отгородился от мира после прочтения книги Дюбоза Хейуорда «Порги», создавая партитуру к будущей опере. Идея постановки пришла к Гершвину ещё в 1926 году, а готовое произведение увидело свет на Бостонских концертных подмостках только в 1935 году.

Многие из произведений Гершвина создавались им в тандеме с родным братом Айрой. Айра был талантливым лириком и музыкантом. Он до конца жизни Джорджа был его соавтором, добрым другом и ангелом-хранителем порывистого, увлекающегося и энергичного спортсмена-музыканта.

К печали современников автора и нынешних ценителей музыкального наследия Гершвина, композитор рано ушёл из жизни. В 1937 году музыкант упал прямо во время совместного выступления с симфоническим оркестром. У композитора диагностировали опухоль мозга. Стадия болезни была поздней, и гениальный композитор умер 11 июля 1937 года. Ему удаляли опухоль. И он не пришёл в сознание после операции. Ему не было и 39 лет.

Вклад Гершвина в еврейскую культуру

Будучи сыном еврейского народа Гершвин не является наследием одного лишь израильского народа. Хотя его можно по праву назвать самым выдающимся евреем – композитором американского происхождения. Его творчество включало в себя и мотивы спиричуэлов американского Юга, и энергетику Бродвея, и элементы канторского иудейского пения. И до сегодняшнего дня Гершвин остаётся в Израиле самым любимым композитором американского происхождения. Но как истинный гений, Джордж Гершвин является достоянием всего человечества.

Ваш заказ принят

Для того, чтобы продолжить, пожалуйста войдите в личный кабинет (Мы также отправили инструкции для входа в личный кабинет на Ваш e-mail).

Заказ Билета

Название мероприятия:

Дата проведения:

01.01.1970

СВОБОДНЫЕ МЕСТА Количество мест

Всего свободных мест

Недостаточно свободных мест
ТИП БИЛЕТА Цена в рублях Количество мест

Без скидки

0
При проходе на мероприятие необходимо будет предъявить документ, удостоверяющий право на получение скидки (студенческий или пенсионное удостоверение).

0 р.

Укажите тип и количество билетов
К оплате
Укажите ваши контактные данные
Вы не представились
укажите e-mail
укажите телефон
обновить
код введен неверно

Обязательные поля для заполнения.*

КУПИТЬ

Ваш заказ принят

Для того, чтобы продолжить, пожалуйста войдите в личный кабинет (Мы также отправили инструкции для входа в личный кабинет на Ваш e-mail).

Взнос в фонд Еврейского Культурного Центра на Никитской

Спасибо за то, что решили поддержать Еврейский Культурный Центр.

Пожалуйста, используйте форму, приведенную ниже, для осуществления спонсорской поддержки онлайн.

Информация о спонсоре
вы не представились
введите адрес
введите индекс
укажите e-mail
укажите телефон
укажите сумму

Обязательные поля для заполнения.*

ВНЕСТИ СРЕДСТВА